Jump to Page Content

Проектирование системы управления ВУЗом, ориентированной на повышение качества образовательных услуг

Требования общества к качеству профессионального образования растут. В государственной политике установлены акценты на формирование «инновационных ВУЗов будущего». Не только Россия, но и все страны мира стараются обеспечить своим системам образования конкурентоспособность, ориентируясь на современные технологии обучения, скорость развития которых необычайно высока. Столь же высока и динамика изменений экономических условий, в которых приходится действовать ВУЗами. А это требует адаптационной мобильности управления учреждениями высшей профессиональной школы. Для адаптации к постоянным изменениям среды наилучшим образом подходят системы управления, в которых количество иерархических связей при принятии решений сведено к минимуму. Тогда скорость реакции на изменения будет максимальной. Такие системы основаны на процессном подходе и процессно-проектном управлении.

Услуги компании IDS Scheer

Консалтинговая компания IDS Scheer Россия и страны СНГ, лидер на рынке внедрения процессных технологий в управление, предлагает использовать процессный подход при построении системы управления ВУЗом:

  • Совершенствование системы управления и организационной структуры ВУЗа
  • Описание и совершенствование процессов ВУЗа, создание административных регламентов ВУЗа
  • Содействие в разработке стратегии ВУЗа на основе BSC
  • Внедрение системы сбалансированных показателей (BSC, Balanced Scorecard)
  • Разработка системы мотивирования на основе BSC
  • Выбор информационной системы (ИС) управления образовательным учреждением
  • Автоматизация процессов ВУЗа на платформе Ultimus BPM Suite
  • Описание и совершенствование процессов в рамках проекта внедрения ИС
  • Проектирование системы менеджмента качества ВУЗа

ВУЗ как совокупность процессов

Деятельность образовательных учреждений все меньше управляется «высеченными на камне» шаблонами, стандартами, продиктованными Министерством образования. Система управления на государственном уровне строится на условиях делегирования полномочий и ответственности за обеспечение требуемого качества образования на уровень ВУЗов. Такой подход заставляет каждый ВУЗ самостоятельно определять систему ценностей для потребителей своих услуг, формировать их перечень, границы, условия и порядок предоставления. Система оказания услуг учреждениями высшей профессиональной школы становится ориентированной на клиента. Именно процессный подход позволяет рассматривать деятельность ВУЗа как совокупность регулярных действий, ориентированных на получение результата, значимого для потребителя услуг.

Глобальный опыт использования технологий процессного управления свидетельствует о преимуществах, которые он дает при управлении организацией:

  • усиление ответственности сотрудников за конечный результат;
  • сокращение сроков разработки корпоративных стандартов и регламентов в 2 раза;
  • снижение времени внедрения новых услуг на 40%;
  • сокращение времени адаптации и обучения новых сотрудников на 20%;
  • снижение времени выполнения сквозных процессов на 30%;
  • снижение затрат на персонал в рамках сквозного процесса на 20%.

Безусловно, такого рода преимущества способны повысить гибкость управления, обеспечивая тем самым конкурентоспособность образовательного учреждения.

Этапы создания системы управления ВУЗом

Используя преимущества процессного управления, IDS Scheer предлагает ориентироваться на комплексное решение по проектированию системы управления ВУЗом. В основе решения — концепция построения архитектуры организации (AVE for Enterprise Architecture).

Она включает проектирование модели управления образовательным учреждением на основе требований и ограничений со стороны заинтересованных сторон, верификацию соответствия процессов ВУЗа целям, стоящим перед образовательным учреждением, анализ способности процессов генерировать требуемый результат, в том числе качество услуг.

На основе методологии построения цепочки добавленной стоимости (value-added chain), с учетом отраслевого российского и международного опыта, вся деятельность ВУЗа описывается в виде обобщенной модели деятельности верхнего уровня.

При этом выстраивается своего рода целевая картина будущего ВУЗа с учетом процессов, требующих инжиниринга либо совершенствования для серьезного улучшения их параметров результативности. Акцент делается также на интеграции различных областей (научно-исследовательской, образовательной, научно-производственной деятельности, деятельности по управлению материально-технической базой, административно-хозяйственному обеспечению, финансовому управлению, управлению имуществом
и т.д.) и нацеленности их на получение результата, удовлетворяющего потребителей и заказчиков образовательных услуг.

Далее разрабатывается система управления ВУЗом, предполагающая распределение ответственности и полномочий руководителей за достижение целей и показателей результативности процессов, идентифицируются информационные ресурсы и стандарты деятельности, необходимые для построения целевой системы. На разных стадиях зрелости системы управления могут использоваться различные механизмы управления качеством услуг: от управления с использованием показателей результативности (KPI) до внедрения полноценной системы менеджмента качества, основанной на международных стандартах. Следующий шаг — разработка плана внедрения целевой системы управления. Этот план включает ее реализацию в рамках выбранной информационной системы, мероприятия по управлению изменениями (Change Management), обучение и т.д.

В итоге образовательное учреждение получает такую целевую модель управления, которая позволяет решать полный комплекс задач как оперативного, так и стратегического характера, сохраняя высокую гибкость и способность реагировать на изменения среды.

Контакты

Алексей Гульцев, директор сектора по работе с государственными органами.

Телефон: +7 (495) 781-77-81, [email protected].

Additional information

Контакты

Software AG & IDS Scheer Россия и страны СНГ
Россия, 117186 Москва, Севастопольский проспект, дом 47А
Телефон
+7 (495) 781-77-81
Факс
+7 (495) 782-77-82
E-Mail